Если был рак молочной железы, возможен ли рецидив?

2023-04-29 13:02:29

Не всегда удаление опухоли груди означает, что проблема окончательно решена. Этот факт известен, поэтому нередко возникает логичный вопрос: может ли рак молочной железы вернуться в конкретной ситуации? Каждый клинический случай индивидуален. Вероятность рецидива зависит от многих факторов.

Статистика

Согласно статистике, в каждом десятом случае после удаления опухоли развивается рецидивный процесс. Если злокачественная опухоль удаляется на 1-й стадии, то болезнь возвращается в 5% случаев в ближайшие несколько лет. При раке второй стадии вероятность рецидива составляет 20%.

Факторы риска

Вероятность того, что возникнет рецидив, зависит от факторов, к которым относятся:
•    размер злокачественного образования – считается, что опухоль до 2 см относительно безопасна. Совсем иначе обстоит дело с внутрипротоковым раком. Он даже небольшого размера имеет мощный потенциал к инициации рецидива;
•    массивность поражения подмышечных лимфатических сосудов – если в них отсутствуют метастазы, то рецидив случается редко – в 4% случаев. Чем больше поражена лимфатическая система, тем больше вероятности рецидива новообразования;
•    агрессивность рака – например, высокой злокачественностью обладают карциномы без рецепторов половых гормонов на мембранах клеток;
•    объем оперативного вмешательства – при мастэктомии болезнь возвращается реже, чем при резекции;
•    комбинированное лечение, а именно операция в сочетании с химиотерапией существенным образом снижает вероятность повторного заболевания.

Низкий риск

Возникновение повторного онкологического процесса тесно связано с индивидуальными особенностями. К ним относятся: результаты гистологического исследования, объем послеоперационного лечения.
Именно поэтому пациенток выписывают после того, как будет получен результат морфологического исследования удаленных тканей груди, а также гистологии. На основании полученных результатов удается назначить грамотное лечение, а также предотвратить развитие повторного злокачественного процесса.

Небольшой риск бывает при:

•    небольшом размере опухоли;
•    «чистых» лимфатических узлах;
•    высокой дифференцировке;
•    наличии гормональных рецепторов.
В тоже время ни один врач не гарантирует, что низкий риск навсегда исключит рецидив. Точно так же, как и неблагоприятный прогноз не в обязательном порядке приведет к возникновению метастазов. Каждый случай действительно индивидуален.

Признаки заболевания

Как и в случае с первым разом, в патологическом очаге возникает уплотнение. Оно может быть в виде узелка, находящегося в оставшихся тканях груди, в рубце, который сформировался в послеоперационный период. Обычно женщины обнаруживают опухоль на ранней стадии, когда ее размер не превышает 1-го см. Однако это не единственный признак. Врачи ориентируются на симптомы местного и общего рецидива.

Симптомы местного рецидива:

•    гиперемия кожи;
•    отек тканей;
•    подтягивание кожи в области соска;
•    патологические выделения из соска;
•    боль в области груди.
Как правило, после удаления опухоли место облучения и операции может болеть, припухать и иметь покрасневший вид. Все это считается нормальным явлением. Однако, если указанные признаки беспокоят, то лучше обратиться к врачу, чтобы он исключит развитие патологического процесса.
Стоит отметить, что «шишки» могут быть связаны с образованием рубца, поэтому не всегда их появление связано с раком.
Симптомы регионального рецидива связаны с распространением опухолевых клеток и поражением лимфатических узлов, при этом возникают:
•    увеличение лимфатических узлов в области подмышечной впадины, над ключицей;
•    боль в области руки, ее отек со стороны удаления опухоли;
•    проблемы с проглатыванием пищи.
Кроме того, существует отдаленный рецидив, когда метастазы распространяются в органы, расположенные далеко от груди – легкие, кости, центральную нервную систему, печень. Такой процесс характерен для рака 4 стадии. На фоне него возникают симптомы интоксикации.

Диагностика

Можно ли при раке молочной железы как можно раньше обнаружить вновь образовавшуюся опухоль? Да, для этого врачи прибегают к дополнительным методам исследования:
•    ультразвуковое исследование тканей железы – проводится с целью выявления опухоли, а также проведения прицельной биопсии;
•    маммография;
•    ПЭТ-сканирование;
•    МРТ;
•    гистологическое исследование тканей.
На основании полученных данных врач принимает решение о дальнейшей тактике.

Лечение

Можно ли вылечить рак молочных желез при повторном обнаружении? Врачи подбирают подходящие методы и учитывают индивидуальные особенности организма, развития заболевания, поэтому в результате можно добиться стойкой ремиссии или выздоровления.
При местном рецидиве после частичного удаления тканей, пациентке может быть предложена операция – мастэктомия. Если рак вернулся в грудь, объем которой был восстановлен с помощью импланта, то он удаляется.
Варианты лечения, которые предусмотрены при местном и региональном рецидиве:
•    удаление лимфатических узлов;
•    химиотерапия;
•    гормональное лечение;
•    лучевая терапия.
Выбор методов, их комбинация определяется только специалистом.

Прогноз и профилактика

Прогноз после проведенного лечения рецидивирующего рака такой же, как и при раке, который был обнаружен впервые. Он хуже при неоперабельном раке. Однако химиотерапевтическое лечение, а также гормональная терапия может продлить жизнь на ближайшие годы.
После операции женщина должна проходить профилактические осмотры. С их помощью удается своевременно обнаружить изменения, поставить диагноз. Чем раньше обнаружены очаги – тем успешнее лечение.
Не меньше важен профессионализм врача, который проводит осмотры. В нашей клинике специалисты имеют большой опыт в работе. Именно поэтому удается своевременно обнаружить рецидивы и приступить к лечению.

Приходите к нам после предварительной записи на прием с целью диагностики или лечения.